Иммиграционная статистика инвестиций Латвии

Говоря о статистике иммиграции, невозможно её изучать отдельно от правового регулирования. В этой части мы посмотрим какой объём иностранных прямых инвестиций был привлечён в Латвию всвязи с изменениями в Иммиграционном законе, которые были сделаны 1-го июля 2010 года. Конечно, утверждать однозначно, что эти инвестиции иначе никак не попали бы в Латвию – нельзя. Тем не менее мы считаем, что именно этот фактор – возможность получить вид на жительство (ВНЖ), позвляющее свободно передвигаться по Шенгенской зоне, является решающим при выборе в пользу Латвии, а не другой страны, например, Эстонии. Как показывают данные статистики иммиграции, эти изменения в Имиграционном законе наиболее привлекают граждан третьих стран, таких как Россия, Белорусия и Китай.

Иностранец, который приобрёл недвижимость в Латвийской Республике с целью получения вида на жительство, чтобы иммигрировать и свободно перемещаться по Шенгенской зоне, обычно планирует пребывать Латвии в летний период, что можн удобно объединять с процедурой регистрации (продления) вида на жительство, ведь этот процесс занимает около недели. Иммиграционный закон не предписывает иностранцу находиться на территории Латвии определённый период времени для того, чтобы продлить вид на жительство. Общая сумма инвестиций, на основании которых иностранцы получили вид на жительство, составляет 24 842 413 латов (по данным на 9-е сентября 2012 года), в свою очередь, общее число иммигрантов, которые запросили вид на жительство, основываясь на данные изменения в законе, в период с 1-го июля 2010 года по 10-е сентября 2012 года, составило 4125 человека. Стоит иметь ввиду, что это общее число иммигрантов, а не инвесторов, так как закон даёт возможность получить вид на жительство также супруге/у и детям инвестора, и эта возможность активно используется на практике. Получение вида на жительство в Латвии даёт инвестору много возможностей, в том числе возможность проживать, работать, вести коммерческую деятельность, путешествовать и учиться в Европе.

Важным фактором является и то, сколько людей реально получили вид на жительство (3896 человека), следовательно только 229 иммигранта получили отказ, так как не смогли выполнить все требования закона. Все основания для отказа в получении вида на жительство чётко перечислены в Иммиграцонном законе, они, как правило, известны ещё до подачи заявки и по большей части не зависят от субъективной оценки Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ).

Согласно данным Государственной земельной службы (ГЗС), иностранные инвесторы и иммигранты – второй крупнейший игрок на Латвийском рынке недвижимости. Помимо всего, иммигрируя а Латвию, инвесторы приносят с собой не только инвестиции в рынок недвижимости, но также активно начинают зниматься предпринимательством. Тот факт, что Латвия участвует в Европейском Союзе (ЕС) вместе с дружелюбным правовым регулированием, делает Латвию отличным объектом для инвестирования.

Далее мы посмотрим какой объём финансов поступил в Латвию, всвязи с приобретением недвижимости, на основании которой запрошены виды на жительство.

В период с 1-го июля 2010 года по 10-е сентября 2012 года инвестиции в недвижимость составили 195 399 300 латов. Развитие иммиграции в Латвии также активизировало Латвийский рынок недвижимости, хотя и большая часть интереса проявляется исключительно к Рижской и Юрмальской недвижимости, ибо именно тампроисходит большая часть сделок с недвижимостью.

Среди иммигрантов растёт тенденция инвестировать в недвижимость. Если в 2010 году было инвестировано 10,5 миллионов латов, то в 2011 году финансовый объём составил в девять раз больше и в сумме достиг 95 миллионов латов. В первые восемь месяцев 2012 года объём вложенных средств составил 89 миллионов латов. Если не произойдёт крупных изменений в Иммиграционном законе и интерес инвесторов не изменится, то в 2012 году объём инвестированных средств окажется заметно больше, чем в 2011 году. Маленький объём инвестиций в 2010 году можно объяснить двумя факторами: во-первых, после того как возможность получить вид на жительство только была представлена, она не была столь известной и популярной, во-вторых, несамостоятельность политических и экономических решенйи Латвии (что тесно связано с формированием иммиграционной политики). Автор считает, что одна из причин, почему в самом начале объём инвестиций был таким маленьким, это тот факт, что никто не хотел быть первым и опробовать на себе новое, доселе не имеющее прецедентов, правовое регулирования. После того как были выданы первые виды на жительство – информация начала распространяться.

Посмотрим следующий вид инвестиций – инвестирование в кредитные учреждения Латвии.

На схеме видно, что объём инвестиций в кредитные учреждения Латвии в виде субординированного капитала в период с 1-го июля 2010 года по 10-е сентября 2012 года составил около 45 428 018 латов, что в в 3,5 раза меньше чем объём инвестиций в недвижимое имущество.

Наиболее крупный объём инвестиций был зафиксирован в 2011 году - 24 593 338 латв. В 2012 году объём инвестиций заметно снизился, и в сумме за год составил около 18 000 000 латов, что объясняется остановкой деятельности банка Latvijas Krājbanka в ноябре 2011 года. Учитывая, что Latvijas Krājbanka владел гражданин России Владимир Антонов, эта новость быстро распространилась в России и её информационном пространстве, что является одной из крупнейших причин уменьшения объёма инвестиций в банковском секторе для получения вида на жительство.

На наш взгляд, объём инвестиций в субординированный капитал банков меньше, чем инвестиции в недвижимость ещё и потому, что в этом случае требуется вложить большую денежную сумму с большими рисками, ведь инвестиции в таком случае можно и потерять. Клиент имеет право прервать правовые отношения с банком только в случае ликвидации, при этом прошение клиента будет удовлетворено лишь после удовлетворения прошений других кредиторов, но до удовлетворения прошений акционеров. Подобная модель инвестирования статистически не является самым эффективным способом получения вида на жительство, поэтому иммигранты предпочитают приобретать недвижимость.

Далее мы посмотрим, насклько большие инвестиции были привлечены путём инвестирования в уставной капитал Латвийских предприятий.

Для того, чтобы привлечь крупнейшие инвестиции, 5-го мая 2012 года были произведены изменения в постановлении Кабинета министров О видах на жительство. Отныне на предприятия, уставной капитал которых был увеличен на 100 000 латов, не распространяется условие по объёму выплаты налогов в 20 000 латов ежегодно. Таким образом с инвесторов был снят риск, что ему могут отказать в продлении вида на жительство, если предприятие выплатило за год налоги на меньшую сумму. Принятие подобного решения было стратегическим для дальнейшего развития иммиграции в Латвии.

Так звучала упомянутая выше норма до этих изменений: Учредитель компании, при регистрации вида на жительство, дополнительно к упомянутым в 79 пункте данного постановления документам, подаёт документы, подтверждающие, что компания за время прошлого года произвела выплату установленных нормативными актами Латвийской Республики налогов и сборов, объёмом не менее 20 000 латов.

В новой редакции этот же пункт звучит следующим образом: Учредитель компании, который произвёл вложение в уставной капитал компании в соответствии с подпунктом А, 28 пункта первой части 23 статьи Иммиграционного закона, при регистрации вида на жительство, дополнительно к упомянутым в 79 пункте данного постановления документам, подаёт документы, подтверждающие, что компания за время прошлого года произвела выплату установленных нормативными актами Латвийской Республики налогов и сборов, объёмом не менее 20 000 латов.

Как вы видите, в новой редакции указан подпункт, который информирует инвесторов о необходимости уплаты налогов и сборов на сумму 20 000 латов, лишь в том случае, если объём инвестиций составляет от 25 000 до 100 000 латов.

На схеме 3.3. видно, что объём вложений в уставной капитал меньше, чем в недвижимость и субординированный капитал банка. В период с 1-го июля 2010 года по 10-е сентября 2012 года, в уставные капиталы компаний с целью получения вида на жительство вложилось 136 лиц, на общую сумму 7 596 814 латов.

Этот вид инвестиций, как и число иммигрантов, достиг наибольшего объёма в 2012 году, когда общий объём инвестиций до 10-го сентября 2012 года составил 4 703 534 латов, что немногим меньше, чем половина инветиций, которые были привлечены за 2010 и 2011 года. Автор уже упомянал, что данный вид инвестиций привлёк наименьшее количество инвестиций, однако, не стоит забывать о том, что инвестции производятся для получения вида на жительство и иммиграции, где одним из условий для продления ВНЖ является выплата налогов предприятием на сумму не менее 20 000 латов, что само по себе ежегодно приносит в гос. казну 2 720 000 латов. По нашему мнению, именно этот пункт, упомянутый в законе, о необходимости уплаты налогов – является главным фактором, почему инвестиции подобного рода не ценятся среди инвесторов, желающих получить вид на жительство в Латвии. Если предприятие небольшое, то всегда существует риск, что оно не сможет выплатить требуемый объём и в результате, инвестор потеряет свой вид на жительство.

Резюмируя всё вышесказанное, требуется подчеркнуть, что резидентство в Латвии остаётся весьма популярным среди иностранных инвесторов. Изменения в иммиграционном законе не только поддерживают иммиграцию и привлекают инвестиции в Латвию, но и активизируют Латвийский рынок недвижимости. Большая часть сделок по недвижимости приходится именно на Рижский рынок, тем самым делая Рижские объекты всё более ценным объектом для вложения с каждым днём.